РАССМОТРЕНА Педагогическим советом МБОУ Красноманычская ООШ Протокол № 2 от «22_» 08________ 2018г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ _______________И.П.Ермакова Приказ № _188_ от «31» ____08_____ 2018 г. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития 5 – 9 классы 2018 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ Общие положения …………………………………………………………………….….3 I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка ……………………………………………………………..…3 1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР …………….……3 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы………………………………6 1.4. Планируемые результаты ……………………………………………………………8 1.5. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы для детей с задержкой психического развития…………………..................................................................................................16 Содержательный раздел 2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов (Приложения) ………17 2.2. Программа воспитания и социализации ……………………………………..17 2.3. Программа коррекционной работы……………………. …………………........21 2.4. Программа духовно-нравственного развития …………………………………22 2.5. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни ………..……24 2.6. Программа внеурочной деятельности ……………………………………………25 II. III. Организационный раздел 1.Учебный план основного общего образования ………………………………..……..26 Система условий реализации основной образовательной программы ………………29 3.2.1.Кадровые ресурсы обеспечения основной образовательной программы основного общего образования ………………………………………………………………………29 3.2.2. Психолого-социально-педагогическое сопровождение …………….…………........................................................................................................30 3.2.3. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования …………………………………………….36 2 Общие положения Определение и назначение адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития Адаптированная основная общеобразовательная программа уровня общего образования (далее - Программа) для обучающихся с задержкой психического развития - это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальнуюадаптацию. Программа разработана в соответствии со статьями 2.79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189); Уставом МБОУ Красноманычской ООШ Программа определяет содержание образования, планируемые результаты и условия ее реализации. 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Цель реализации Программы. Программа направлена на формирование у обучающихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития. Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психологомедикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 3 Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы определяется областной ПМПК. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в 4 отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития. Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические. К общим потребностям относятся: - выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - раннее получение специальной помощи средствами образования; - психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; - постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования, характерны следующие специфические образовательные потребности: - увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования до 9 лет; - наглядно-действенный характер содержания образования; - упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; 5 - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития; - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; - стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии сним; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов. 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы. В основу разработки Программы для обучающихся с задержкой психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению Программы для обучающихся с задержкой психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с задержкой 6 психического развития младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки Программы для обучающихся с задержкой психического развития реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыт их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; - существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования Программы для обучающихся с задержкой психического развития положены следующие принципы: принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а — «образовательной области»; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной 7 ориентировке и активной деятельности в реальном мире; - принцип сотрудничества с семьей. Общая характеристика Программы. Обучаясь по Программе обучающийся с задержкой психического развития получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников. Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы уровня основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития составляет 5 лет: 5 лет - 5-9 классы. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Адаптированная программа основного общего образования обучающихся с ЗПР создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. АООП для детей с ЗПР реализуется общеобразовательных классах, зачисление в которые осуществляется на основании рекомендаций областной ПМПК, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и оформляется приказом директора школы. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы. Результаты освоения обучающимися с задержкой психического Программы оцениваются как итоговые на момент завершения уровня основного общего образования. Освоение Программы для детей с задержкой психического развития обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: Личностные результаты освоения Программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения Программы: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 8 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; 9) способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 11)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 12)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты освоения Программы для обучающихся с задержкой психического развития с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: Филология Русский язык совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; формирование умений познавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных 9 умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Литература: развитие познавательных интересов, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; освоение знаний о русской литературе; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве; овладение умениями творческого чтения произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;. приобщение учащихся к искусству слова. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов; устного пересказа - небольшого отрывка, рассказа, сказки; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном героев; способами владения письменной речью; понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей итрадиций; формирование потребности в систематическом чтении; Иностранный язык: приобретение элементарных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Математика и информатика Математика: •выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; 10 - - - - - - - •применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; •решать линейные, квадратные уравнения; •решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы; •решать текстовые задачи алгебраическим методом •изображать числа точками на координатной прямой; •определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; •изображать множество решений линейного неравенства; •распознавать арифметические и геометрические прогрессии; •находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; •находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; •определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; •использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира; - распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур. Информатика о создавать и использовать различные формы представления информации: таблицы (в том числе динамические, электронные), переходить от одного представления данных к другому; о создавать рисунки с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; о создавать записи в базе данных; о создавать презентации на основе шаблонов; выполнять поиск информации в базах данных путем формирования простого и сложного запроса; 11 - искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. Обществознание История - Соотносить даты событий отечественной и Всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории. Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников. Показывать на исторической карте: территории расселения народов, границы государств, города, места исторических событий. Рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Всеобщей истории. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений в современной жизни; -высказывания собственных суждений об историческом наследии России и мира; -объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; 12 -использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Обществознание знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей; -знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; -понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; -понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; -понимание значения коммуникации в межличностном общении; 13 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; -знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. География 1. Называть: -субъекты РФ; -пограничные государства; -народы, наиболее распространенные языки, религии; -примеры рационального и нерационального размещения производства; -объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО); 2. Определять: -параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации. 3. Описывать: образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства. 4. Объяснять: -влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; -особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития; -роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; -причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов. 5. Оценивать и прогнозировать: -природно-ресурсный потенциал страны, региона; -экологическую ситуацию в стране, регионе; изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; Естествознание Физика освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы; - 14 - - - - - овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; Химия использовать при характеристике превращений веществ понятия «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно восстановительные реакции»; давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, а также тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора; наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; называть соединения металлов и составлять их формулы поназванию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов; описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; 15 наблюдать за свойствами металлов и их соединений и явлениями, происходящими с ними; использовать при характеристике металлов и их соединений понятия «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»; называть соединения неметаллов и составлять их формулы поназванию; - характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов; Искусство Изобразительное искусство: сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека; развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоциональноэстетического отношения к произведениям искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.); умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение; овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. Музыка: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовнонравственном развитии человека; формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений; развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений; формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. Технология формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил - 16 техники безопасности; формирование умений работать с разными видами материалов (деревом, металлом, бумагой, тканями, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств; формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач. Физическая культура Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни; Формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения; Требования безопасности на занятиях физической культурой; Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности; Планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности; - Выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки; Выполнять комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки; Выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта; Проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя); Выполнять простейшие приемы самомассажа; ОБЖ проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон; последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей; формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по 17 сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП; оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях; ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами; изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них; основные руководящие документы в области обороны и службы в РА; обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба; предназначение и структура ВС РФ, их история создания; обязательная и добровольная подготовка к военной службе; постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего); начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части. 1.5. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы для детей с задержкой психического развития. Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения Программы призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности 18 деятельности образовательного учреждения; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции. Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении Программой являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки. В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.) 2. Содержательный раздел 2.1. Программы отдельных учебных предметов (Приложения) 2.2. Программа воспитания и социализации Основная цель воспитательной деятельности: создание условий, способствующих развитию свободной, творчески развитой, социальноориентируемой личности, способной к самореализации и саморазвитию на основе индивидуального подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы. Для достижения цели решаются следующие задачи: 1. Создать условия для проявления школьниками самостоятельности и ответственности в решении вопросов школьной жизни и участия большего количества детей в школьном самоуправлении через изменения в системе школьного самоуправления и развитие системы КТД 19 2. Продолжить работу по формированию у детей гражданско –патриотического сознания духовно-нравственных ценностей гражданина России 3. Формировать и укреплять навыки здорового образа жизни через развитие спортивномассовой работы и профилактику ЗОЖ В воспитательной работе школы сформирована система социально - значимых традиций, определены приоритетные направления деятельности Основные направления развития воспитания: равления питательные задачи Нравственность и Воспитание понимания Отечества как ценности, связи с предыдущим поколением патриотизм Формирование гражданского отношения к Отечеству и представлений о семейных ценностей Воспитание готовности служению Отечеству, верности Родине, чувства патриотизма Интеллект познание и Формирование умения познавать окружающий мир Развитие интеллектуальных способностей в каждом ребенке Воспитание сознательного отношения к учебе Здоровье и спорт Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья обучающихся Воспитание негативного отношения к вредным привычкам Пропаганда физической культуры и ЗОЖ Природа и формирование умения познавать окружающий мир экология 2.воспитание ответственного отношения к окружающей нас природе культура и Содействовать возрождению и развитию традиций искусство народа Воспитание верности духовным традициям народа Знаковыми ценностями при этом выделяем: Человек. Общество. Семья Задачи - доминанты по формированию знаковых (наиболее значимых) ценностей 20 Возрастные группы Младший школьник Подросток Ценность, приоритет в данном возрасте Природа Семья Человек Старшекласс Общество ник Задачи-доминанты Формирование представлений (знаний) о природном мире вокруг человека, о семье как компоненте общества. Формирование представлений и знаний о человеке как о части природы, о семье как ценности. Формирование умений общаться человеку с природой, выстраивать семейные отношение. Формирование знаний (суждений) о Человеке как феномене мира. Формирование знаний (суждений) о взаимодействии человека и общества. Формирование способностей осуществлять различные виды деятельности, как необходимое условие для жизни и развития. Формирование знаний (убеждений) об обществе как социальной среде человека. Формирование суждений об информационноэкологическом обществе. Формирование способности содействовать благу Родины как элемент жизни современного человека. В школе осуществляется системный подход к воспитанию, о наличии этого свидетельствуют критерии, как: Обсуждение воспитательных мероприятий, проведение семинаров, планирование, изучение и решение проблем - дело всего педколлектива (анализ правонарушений и преступлений, совещания при директоре; семинары, круглые столы и т.д.) Планомерная и комплексная работа с родителями (родительские комитеты, собрания). Связь с общественными организациями и муниципальными организациями. 21 Об эффективности данной деятельности могут говорить следующие результаты: • наибольшее количество педагогов вовлечено в воспитательную деятельность; • содержание, объём и характер воспитательной работы соответствует возможностям наших обучающихся, условиям школы; • школьные воспитательные мероприятия скоординированы, целесообразны и выстроены в оптимальную структуру работы предметных модулей; • школа осуществляет работу в упорядоченном режиме, сотрудничая и взаимодействуя с другими социокультурными объектами, изучая и вводя инновации; • цель и задачи ВРШ адекватны сложившейся системе; общий психологический климат в школе, стиль отношений, самочувствие ребёнка, его социальная защищённость, внутренний комфорт отслеживаются на протяжении учебного года с помощью различных диагностических методик: Аспекты изучения Диагностические средства Личность обучающегося и Изучение личных дел, классного журнала, классный коллектив беседы с учителями, с обучающимися их родителями, составление первичной характеристики. Социометрический срез, анкетирование родителей, посещение уроков. Изучение психических познавательных способностей. Социограмма. Уровень развития коллектива. лист уровня воспитанности Уровень воспитанности Сводный обучающихся в начале и конце уч.года школьников: -уровень самооценки Анкетирование -культуры общения -саморегуляции степени сформированности и комфортности коллектива 22 Интересы Представления Ценности Изучение педагогического коллектива Социальный паспорт школы Результативность воспитательных мероприятий, «Продолжи фразу» Ранжирование Сочинение «Ассоциативный ряд» Анализ внеклассного мероприятия воспитательного Диагностика профессиональной позиции, анкеты Опросы Беседы Наблюдение Анкетирование анализ воспитательного мероприятия, дел, классного часа Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Целенаправленность и эффективность данной работы обеспечивались по следующим направлениям деятельности: диагностика семьи, взаимоотношения с родителями обучающихся, работа с нестандартными семьями, организация полезного досуга. Успешно проведены классные родительские собрания, организационные, тематические, итоговые, общешкольные родительские собрания, тематические консультации. Для информирования общественности о деятельности педагогов и обучающихся создан и работает сайт школы. Активная работа велась на заседаниях Совета профилактики безнадзорности и правонарушений, в состав которых входит родительская общественность. Благодаря активной поддержке родителей в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий, содействия социально незащищенным семьям. При помощи родителей проводится косметический ремонт кабинетов, приобретается недостающая учебная литература. 23 2.3.Программа коррекционной работы Коррекционная работа представляет собой систему психологопедагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии); разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; возможность освоения обучающимися с задержкой психического развития Программы и их интеграции в образовательном учреждении; оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Принципы коррекционной работы: Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников школы, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых 24 образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психологопедагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно воспитательной работы. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Программа коррекционной работы должна содержать: • перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития и освоение ими адаптированной основной образовательной программы общего образования; • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса, включающего: • психолого- медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей; мониторинг динамики развития обучающихся и их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; корректировку коррекционных мероприятий; • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области социальнопсихолого-педагогической поддержки семьи и других социальных институтов; • планируемые результаты коррекционной работы. 2.4. Программа духовно-нравственного развития Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с ЗПР в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. 25 Программа предусматривает приобщение обучающихся с задержкой психического развития к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. В основу программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества и общечеловеческие ценности. Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования является социальнопедагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с задержкой психического развития: в области формирования личностной культуры: формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно игровой, предметнопродуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»; формирование способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование в сознании школьников нравственного смысла учения; формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; формирование представлений о базовых национальных, этнических и духовных традициях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам; - формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата. - 26 в области формирования социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентичности усвоенного, осознанного и принимаемого самим обучающимся образа себя как гражданина России; пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за свои дела и поступки, за Отечество; воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре; - формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам; - развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживаниями; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. в области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как основе российского общества; формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Программа обеспечивает организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих каждому обучающемуся использовать на практике полученные знания, усвоенные модели и нормы поведения. - 2.5. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни Программа формирования здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с ЗПР знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающегося. 27 Программа формирования экологической культуры разрабатывается на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом этнических, социально-экономических, природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования и другими общественными организациями. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам освоения Программы для обучающихся с задержкой психического развития: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды; пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; - формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровье созидающих режимов дня; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционныезаболевания); 28 - - становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; формирование у обучающегося потребности безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. 2.6. Программа внеурочной деятельности Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классноурочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ЗПР, организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с ЗПР в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, - активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является социокультурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и обучающимися культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт поведения, деятельности и общения. Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе 29 социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с ЗПР, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. Основные задачи: коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ЗПР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; - развитие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося в разных видах деятельности; формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта; - формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; - формирование умений, навыков социального общения людей; расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации; развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, «веселые старты», олимпиады, соревнования, походы, проекты и т.д. Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных категорий (с ОВЗ и без таковых), различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с задержкой психического развития, так и обычно развивающихся сверстников. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются 30 возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования обучающихся. 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план Учебный план для 5 – 9 классов, ориентирован на 5 – летний срок освоения государственных общеобразовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года: 35 недель без учета государственной (итоговой) аттестации. Продолжительность учебной недели: 5 дней. Продолжительность урока: 40 минут. Учебный план для обучающихся 5-7-х классов разработан на основе нормативных документов: - Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Требований СанПиНа 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993); Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» и «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 31 2.4.2.3286-15». - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598); - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599) с учетом примерного учебного плана начального общего образования для детей с ОВЗ (вариант 1); - Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15); - Примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15); Для обучающихся с ОВЗ продолжительность урока определяется с учётом индивидуальных особенностей, поэтому с целью профилактики перегрузок проводятся динамические паузы, т.е. устанавливается особый здоровьесберегающий режим. Снижению утомляемости способствует активный двигательный режим, наличие двух динамичных перемен продолжительностью 20 минут. В учебном плане представлены восемь предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей с указанием количества часов на изучение обязательных учебных предметов по классам. Учебный план обеспечен необходимыми педагогическими кадрами, программами Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено фронтальными и 32 индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционноразвивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. 33 3.2.Система условий реализации АООП ООО 3.2.1. Кадровое обеспечение реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования основной Коллектив специалистов, реализующих ООП ООО и выполняющих следующие функции: Должность Должностные обязанности Уровень квалификации работников ОО Требования к уровню квалификации Учитель Фактический Осуществляет обучение и Высшее Соответствует профессиональное воспитание обучающихся, образование или среднее способствует профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в формированию области, соответствующей общей культуры социализации, преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее осознанного профессиональное личности, выбора и освоения образовательных программ. образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Педагог- психолог Осуществляет профессиональную деятельность, направленную сохранение психического, соматического социального благополучия обучающихся 3.2.2. на и Высшее соответствует профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" Психолого-социально-педагогическое сопровождение основной образовательной программы основного общего образования Цель и задачи психолого-социально-педагогического сопровождения Цель психолого-социально-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого- педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения. Цель психолого-социально-педагогического сопровождения обучающихся : создание условий для гармоничного развития и успешной адаптации личности обучающегося. Задачи психолого-социально-педагогического сопровождения: • профилактика возникновения проблем развития ребенка (психологопедагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды); содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями); • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, учителей. Реализация цели психолого-социально-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей. Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрации школы и родителей обучающихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками). Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы. Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога- психолога, социального педагога, другие педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи и социальные педагоги – развивающие дополнительные занятия с обучающимися, проходящие, как правило, после уроков. • Функции психолого-социально-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально- психологический и социологический, организационнопросветительский. Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения. Социологический компонент сопровождения - важный и многогранный компонент целостной системы образовательной деятельности школы. В практической деятельности социальный педагог решает жизненные проблемы ребенка, представляет его интересы в различных инстанциях, оказывает помощь в социализации и адаптации в новых условиях, ведет профилактику отклоняющихся форм поведения. Организационно -просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников социально-психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога и социального педагога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность). Принципы модели психолого-социально-педагогического сопровождения: Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога. • • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции. Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.; • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно- воспитательного процесса; • • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию; Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ. • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов. • • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка. Уровни психолого-социально-педагогического сопровождения: • индивидуальное; • групповое; • на уровне класса; • на уровне школы. Формы сопровождения: • консультирование; • диагностика; коррекционно-развивающая работа; • профилактика; • просвещение. • Направления психолого-социально-педагогического сопровождения: психолого-социально-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходный период; психолого-социально-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»; психологическое просвещение всех участников образовательного процесса; мониторинг возможностей и способностей обучающихся; выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями; сохранение и укрепление психологического здоровья; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности. Психолого-социально-педагогическое обеспечение включает: организацию работы службы по социально-психологической поддержке обучающихся в образовательном учреждении; • психолого-социально-педагогические условия (коррекционноразвивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятиях); • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм). • Субъекты системы психолого-социально-педагогического сопровождения и их характеристика Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологосоциально-педагогического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция. Краткая характеристика субъектов психолого-социальнопедагогического сопровождения и их функция в области сопровождения Администрация образовательного учреждения: 1. Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе психолого- социально-педагогического сопровождения: утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения; • контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение; • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы; • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения; • • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения. В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог. 2. Заместитель директора по УВР: • руководство школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом; • организация условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных периодов и т.д.); • осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.); • организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих семинаров и т.д. Специалисты образовательного учреждения: 1. Педагог-психолог Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности: • консультирование • просвещение; • профилактика; • коррекционно-развивающая деятельность; • диагностика; • экспертиза. 1. 2. Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходный период • мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов обучающихся; • ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих обучающихся; • представление результатов на постоянно-действующих педагогических советах, совещаниях; • • организация и проведение коррекционно-развивающих занятий; просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников; • просветительская и консультационная деятельность с учителями. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся: • проведение лонгитюдных исследований; • диагностический минимум; углубленная психодиагностика: • исследование особенностей познавательной деятельности; • изучение личностных взаимоотношений. • 3. семинарах, особенностей учащихся и системы Сохранение и укрепление психологического здоровья • просветительская и профилактическая работа с обучающимися; • организация «Школы для родителей»; • организация постоянно действующего семинара для учителей по вопросам современной педагогической психологии; • ведение интернет-странички для родителей по вопросам воспитания. 2. Социальный педагог: • выявляет и контролирует обучающихся «группы риска»; • осуществляет контроль за вовлеченностью обучающихся «группы риска» во внеурочную деятельность; • выступает на тематических родительских собраниях; • проводит индивидуальные консультации для родителей, в том числе и для родителей детей «группы риска»; • реализует привентивные программы для обучающихся; 3. Учителя-предметники: • участвуют в проведении родительских собраний; • проводят индивидуальные консультации для родителей обучающихся, имеющих сложности в обучении; • проводят индивидуальные консультации для обучающихся, имеющих трудности в обучении; • разрабатывает индивидуальные учебные маршруты для различных категорий обучающихся. 4. Классные руководители: • организуют воспитательную работу с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий…); • составляют социальный паспорт класса; • организуют работу с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний…); • проводят индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания; • организуют взаимодействие со специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, администрация); • проводят педагогическую диагностику; Критерии эффективности реализации модели психолого-социальнопедагогического сопровождения Эффективность сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности обучающихся и формированием у них навыков компетентности. В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются: Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются: • отсутствие неуспевающих учащихся; • профессиональное самоопределение; активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу; • отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы; • бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками; • отсутствие конфликтов с педагогами. Психологическая эффективность: • субъективное ощущение комфорта и уверенности в школе у обучающегося; • адекватная самооценка; • сформированностью Я – концепции личности; оптимальное развитием его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение. Социологическая эффективность: • • социальная идентичность; • оптимистическая социальная позиция; готовность к изменениям и способность ответственность за свой выбор; • выработка нового стиля жизнедеятельности. • 3.2.3. принимать на себя Материально-технические условия реализации АООП ООО Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования, создающее современную предметно-образовательную среду обучения. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования включают учебное и учебнонаглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов и административных помещений. Все помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации всех предметных областей и предметов компонента ОО. Материально-техническая база школы постоянно развивается и совершенствуется с учётом целей, поставленных перед образовательным учреждением Подписано цифровой подписью: 11 DN: cn=11, o=12, ou=МБОУ Красноманычская ООШ, email=MOUREDMAN@YANDEX.RU, c=RU Дата: 2023.03.16 18:45:44 +03'00'