РАССМОТРЕНА Педагогическим советом МБОУ Красноманычская ООШ Протокол № 1 от «_01_» __08_____ 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ _______________И.П.Ермакова Приказ № _135 от «03» 08 2023 г. Рабочая программа воспитания Группы дошкольного образования МБОУ Красноманычской ООШ Веселовский район х. Красный Маныч 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа воспитания (далее Программа воспитания) дошкольного образования МБОУ Красноманычской ООШ детей раннего и дошкольного возраста 2-7 лет составлена на основе Федеральной рабочей программы воспитания (ФОП ДО, пункт 29), основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. В Программу воспитания включена система ценностей российского народа в содержании воспитательной работы с детьми: ‒ Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. ‒ Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания. ‒ Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. ‒ Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания. ‒ Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. ‒ Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. ‒ Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания. 1. Целевой раздел программы воспитания Цели и задачи воспитания Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. Общие задачи воспитания в ДОУ: 1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. Направления воспитания. Патриотическое направление воспитания. 1) Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. 2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. 3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций. 4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование "патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); "патриотизма созидателя и творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом). Духовно-нравственное направление воспитания. 1) Цель духовно-нравственного направления воспитания формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. 2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания. 3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах. Социальное направление воспитания. 1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. 2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. 3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско-взрослых и детских общностях. 4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения. Познавательное направление воспитания. 1) Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания. 2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания. 3) В ДОУ проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка. 4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Физическое и оздоровительное направление воспитания. 1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. 2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. 3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. Трудовое направление воспитания. 1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду. 2) Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания. 3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия. Эстетическое направление воспитания. 1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте. 2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания. 3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам). Направление воспитания Ценности Целевые ориентиры Патриотическое Родина, природа Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому Духовнонравственное Жизнь, Способный понять и принять, что такое "хорошо" и "плохо". милосердие, добро Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию "Я сам!". Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Познавательное Физическое оздоровительное Познание и Здоровье, жизнь Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Трудовое Труд Эстетическое Культура красота Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). и Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и другое). Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы. Направления воспитания Ценности Целевые ориентиры Патриотическое Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Духовнонравственное Жизнь, Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. милосердие, добро Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. Социальное Человек, семья, Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. дружба, сотрудничество Познавательное Физическое оздоровительное Познание Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. и Здоровье; жизнь Трудовое Труд Эстетическое Культура красота Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. и Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. 2. Содержательный раздел Программы воспитания Уклад ГДО МБОУ Красноманысчкой ООШ Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОУ, определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования. Уклад ДОУ - это её необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания. Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: руководителя образовательной организации, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения образовательной организации. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками детского сада). Уклад в детском саду направлен, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Целью деятельности ГДО МБОУ является создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства Миссия ГДО МБОУ заключается в объединении усилий ДОУ и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность сегодня и в будущем. Стратегия: Формирование социальных компетенций личности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социальной сферы; ‒ развитие ресурсного, материально-технического, кадрового, методического обеспечения образовательного процесса; ‒ создание эмоционально комфортного климата в учреждении для всех участников образовательных отношений; ‒ повышение внутренней и внешней конкурентоспособности педагогов на локальном, муниципальном и региональном уровне; ‒ развитие системы дополнительного образования в разных формах и видах деятельности детей; ‒ реализация компетентностного подхода в образовательном процессе МБОУ; ‒формирование информационно-ресурсного фонда; Выполнение данной стратегии обеспечивается за счет: создания условий для повышения квалификации педагогических кадров; создания системы морального и материального стимулирования качественного профессионального труда; развития материально-технической базы учреждения; К ценностям МБОУ относятся: информационная открытость, поддержка и сотрудничество всех участников образовательных отношений; профессионализм и высокое качество образовательных услуг; единое образовательное пространство ДОУ, сформированное за счет устойчивого социального партнерства; возможностьреализациитворческогопотенциалавсехучастниковобразова тельных отношений (результатами образовательной деятельности являются успех и обучающихся и педагогов ДОУ, в том числе лауреаты и победители конкурсов и соревнований различного уровня); квалифицированные педагоги, работающие в инновационном режиме; теплая и дружеская атмосфера Образ ДОУ, особенности, внешний имидж ‒ Сайт ДОУ узнаваем, по опросам родительской общественности он лаконичен, понятен. ‒ Стабильная работа сайта ДОУ и информационная открытость существенно упрощают доступ к информационным источникам о функционировании ДОУ участников образовательных отношений. Развивающаяся положительная имиджевая ситуация отражает такие компоненты, как: ‒ неизменно высокое качество образовательной Программы (чёткое понимание целей образования и воспитания, высокий процент успешной адаптации выпускников ДОУ в школе, формирование здорового образа жизни, связь ДОУ с социальными партнерами); ‒ эффективная организационная культура образовательного учреждения, включающая нормы, ценности, философию государственнообщественного характера управления; ‒чёткое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения; ‒комфортность среды образовательной организации (благоприятный социально-психологический климат в коллективе и с другими участниками образовательных отношений, целесообразная и вариативная насыщенная развивающая среда учреждения) ‒положительно воспринимаемый корпоративный стиль деятельности образовательного учреждения. Отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам ДОУ Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым. Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы группы дошкольного образования, ситуацией развития конкретного ребенка. Проектирование событий в ГДО возможно в следующих формах: разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно-значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т.д.), профессий, культурных традиций народов России и Донского края; создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы, «Театр в детском саду»–показ спектакля для детей из младшей группы и т.д.). Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе, и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. Ключевые правила ДОУ Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в детском саду, нормы и традиций, психологический климат(атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни группы дошкольного образования. Для реализации Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться командой ДОУ и быть принят всеми участниками образовательных отношений. Процесс проектирования уклада детского сада включает следующие шаги. № п/п Шаг Оформление Устав локаль локальные акты, правила поведения для Определить ценностно-смысловое детей и взрослых, внутренняя символика. 1 наполнение жизнедеятельности ДОУ. Отразить сформулированное ценностно-смысловое наполнение во всех форматах жизнедеятельности ДОУ: 2 ‒ специфику ОП ДОУ и АОП ДОУ организации видов деятельности; ‒ обустройство развивающей предметно-пространственной среды; ‒ организацию режима дня; ‒ разработку традиций и ритуалов ДОУ; ‒ праздники и мероприятия. № Шаг Оформление п/п Обеспечить принятие всеми ‒ Требования к кадровому составу и профессиональной подготовке участниками образовательных сотрудников. отношений уклада ДОУ. 3 ‒ Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. ‒ Социальное партнерство ДОУ с социальным окружением. ‒ Договоры и локальные нормативные акты. Традиции и ритуалы, нормы этикета в ДОУ Ритуалы и традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем необходимым введение ритуалов и традиций в жизнедеятельность детского сада. Однако каждая традиция должна решать определенные воспитательные задачи и соответствовать возрастным особенностям детей. Личное приветствие каждого ребенка и родителей. Воспитатель лично встречает родителей и каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что они пришли. Говорит ребенку, что его прихода с нетерпением ждут другие дети. Цель: осознание ребенком собственной значимости, установление в группе благоприятного микроклимата. Утреннее приветствие всех детей группы. Перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирает детей вместе и проводит утреннюю беседу, выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день. Цель: установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования, становление позиции субъекта деятельности. Встреча с интересными людьми. Цель: расширение контактов со взрослыми людьми, ознакомление с профессиями, бытовыми обязанностями и увлечениями взрослых, развитие коммуникативных навыков. Поздравление именинников. В каждой группе принято поздравлять именинников. Организуются музыкальные поздравления, пожелания и подарки от детей. Именинники в ответ готовят мини подарки. Эта традиция носит воспитательный характер: учат детей находить хорошее в каждом человеке, подбирать (изготовлять) подарки, дарить и принимать их. Благодаря этой традиции дети учатся принимать и занимать гостей, усваивают правила этикета. В ГДО проводятся календарные и народные праздники. Приобщение детей к народным традициям помогает воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолевать жизненные препятствия и сохранить бодрым тело и дух до глубокой старости. Цель: развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызывать положительные эмоции. При проектировании системы праздничных и других мероприятий на учебный год мы опираемся на свой опыт и устоявшиеся традиции, календарь праздничных и памятных дат, народный календарь, а также учитываем интересы и возможности участников образовательного процесса. Взаимодействие ГДО и семьи. Взаимодействие группы дошкольного образования и семьи это одно из главных направлений педагогического процесса. Существует немало форм организации совместной работы ГДО и родителей. Мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей. Цель: расширение контакта между педагогом и родителями; Моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. Выставки совместного творчества детей и родителей. Участие родителей и детей в делах всего дошкольного учреждения (уборка озеленение, благоустройство участка группы, экскурсии, походы, участие в праздниках, соревнованиях, конкурсах). Цель: развитие чувства сопричастности с коллективом детского сада (дети, родители, сотрудники). Взаимодействие ГДО и общества. Цель: Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим. Посещение митинга, посвящённого Дню Победы, возложение венков, цветов к обелиску погибшим солдатам. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиция - это периодически повторяющиеся события, то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Однако каждая традиция должна решать определенные образовательные задачи и соответствовать возрастными особенностями детей. У нас есть уже прочно сложившиеся традиции. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем. Праздники, которые по традиции мы отмечаем в детском саду. • День знаний (1 сентября) • День народного единства (4 октября) • День матери (27 ноября) • День защитника Отечества (23 февраля) • Международный женский день 8Марта • День космонавтики (12 апреля) • День Победы (9 мая) • Международный день защиты детей (1 июня) • День России (12 июня) Особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОУ Предметно-пространственная среда (далее ППС) отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ГДО МБОУ Красноманычской ООШ и включает: оформление помещений; оборудование; игрушки. ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания и способствует их принятию и раскрытию ребенком. Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда (учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности) Региональный компонент воспитания в Ростовской области определен Программой развития воспитания в Ростовской области до 2025 года, от 10.06.2021г. №546, утвержденной приказом министерства образования в Ростовской области. Нравственно-патриотическое воспитание ориентировано на все социальные слои и возрастные группы граждан России и определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы ее реализации. В Программе развития воспитания в Ростовской области четко выделены направления воспитания: патриотическое воспитание; гражданское воспитание; духовно-нравственное воспитание; эстетическое воспитание; историко-краеведческое воспитание; трудовое воспитание; экологическое воспитание; научное ( интеллектуальное) воспитание. Реализация программы воспитания в ГДО позволяет формировать у дошкольников основы духовно-нравственного воспитания, патриотизма, гражданственности во всех выше перечисленных направлениях. Включение парциальной программы духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «РОДНИКИ ДОНА» (авторы Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина) в образовательную программу учреждения реализует содержание регионального компонента. Воспитывающая среда дошкольного образовательного учреждения Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности. Воспитывающая среда строится по трем линиям: «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств насыщая ее ценностями и смыслами; «от совместной деятельности ребенка и взрослого» –воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающая смыслы и ценности воспитания. Формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей; «от ребенка» – воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт деятельности (в особенности – игровой), позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым. Совокупность уклада и воспитывающей среды составляют условия реализации цели воспитания. Общности дошкольного образовательного учреждения Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности. Процесс воспитания детей дошкольного возраста связан с деятельностью разных видов общностей (детских, детско-взрослых, профессионально-родительских, профессиональных). Профессиональная общность - это единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ГДО. Сами участники общности разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники должны: ‒ быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения; ‒ побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; ‒ заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; ‒ содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; ‒ воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); - ‒ учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; ‒ воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность Профессионально-родительская общность включает сотрудников ГДО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в детском саду. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Детско-взрослая общность - субъект воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Детская общность Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно создавать в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг к другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели. Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В ГДО обеспечена возможность взаимодействия ребенка, как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Задачи воспитания в образовательных областях в соответствии с ФПВ (Федеральная программа воспитания) Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Социальнокоммуникативное развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Родина", "Природа", "Семья", "Человек", "Жизнь", "Милосердие", "Добро", "Дружба", "Сотрудничество", "Труд". Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания: воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране; воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России; содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном; воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции. создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы; поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей. Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Познавательное развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Человек", "Семья", "Познание", "Родина" и "Природа", что предполагает: воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну); воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы. Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Культура", "Красота", что предполагает: владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке). Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Красота", "Культура", "Человек", "Природа", что предполагает: воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей "Красота", "Природа", "Культура"; становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка; формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Физическое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Жизнь", "Здоровье", что предполагает: формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре; становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами; воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств. Формы совместной деятельности в образовательной организации. Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ. Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей), используемые в ДОУ в процессе воспитательной работы) ‒ родительское собрание; ‒ родительские конференции; ‒ круглые столы; ‒ мастер-классы. События образовательной организации Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком. Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком. Целью традиционных массовых праздников является наполнение ежедневной жизни детей увлекательными и полезными делами, создание атмосферы радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Обязательными для проведения являются праздники, рекомендованные Федеральной образовательной программой дошкольного образования. В младших группах планируются мероприятия: Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, народные календарные Совместная деятельность в образовательных ситуациях. Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению ОП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания. Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ. Основные виды организации совместной деятельности К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОУ относятся: ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта; чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть; разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки; рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов; организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное), экскурсии, в том числе виртуальные (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное); игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд). Прогулка - обязательный элемент режима дня. Правильно организованная и продуманная прогулка помогает решать воспитательнообразовательные задачи: Развивает умственные способности и наблюдательность :получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе; дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.; удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении; дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми; у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус; на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Проводится прогулка два раза в день (в первую и вторую половину дня). Режимные моменты. Решение воспитательных задач осуществляется при проведении режимных моментов. Режим дня в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей. Успех воспитательной работы зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Распорядок дня в ДОУ основан на определенном ритме и ритуалах, учит детей пониманию состояния своего здоровья, способности регулировать чередование активности и отдыха, концентрации и релаксации. У каждого режимного момента в ДОУ есть собственные задачи. Некоторые моменты являются основными и имеют ведущее значение, а некоторые - переходными, связующими. Но в целом все они взаимосвязаны между собой. Утренняя встреча детей задаёт настроение ребёнку на весь день. От того, как малыш попрощается с родителем, какое у него будет настроение утром, часто зависит, как в дальнейшем сложится его день. Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры воспитывают у ребенка культуру гигиены, формируют гигиенические навыки. Завтрак, обед, полдник прививают основу режима питания, сбалансированного рациона, закладывают культуру приёма пищи и нормы поведения за столом; Зарядка, гимнастика - повышают работоспособность, укрепляют здоровье. Подвижные коллективные игры учат коммуникации, согласованным действиям, развивают моторику, речь, внимание, память, ловкость и другие навыки. Игра - это основная образовательная деятельность в дошкольном учреждении. Задачи сна - разгрузить нервную систему, сменить деятельность с активной на отдых, который очень полезен для детского организма. Подготовка к прогулке, подготовка ко сну учат ребёнка самостоятельности, аккуратности при одевании или раздевании, формируют дисциплину. Утренняя и вечерняя прогулка – учат наблюдать за природой, окружающим миром, расширяют кругозор, развивают пространственное мышление, укрепляют здоровье. Образовательная деятельность направлена на развитие знаний, умений и навыков детей в соответствии с возрастом, а также формирование универсальных учебных действий. Свободная игра - самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом. Игра–это универсальное, незаменимое средство воспитания. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Свободная деятельность. Роль педагога в свободной деятельности очень важна. От него требуется: обустроить предметно-пространственную среду так, чтобы она провоцировала ребенка на самостоятельные пробы, взаимодействовать с ребенком так, чтобы он как можно больше наблюдал, размышлял, обыгрывал, чтобы через продуктивную деятельность осмыслял свой собственный опыт и содержание, выделять время, чтобы ребенок успевал самостоятельно в своем режиме освоить пласт культуры, в который был введен взрослым, демонстрировать ценность детского замысла, поддерживать ребенка в сложные моменты, когда ему необходима помощь. Организация предметно-пространственной среды. Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе. Вся среда ДОУ должна быть гармоничной и эстетически привлекательной. При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности. В среде дошкольного учреждения и в групповых помещениях имеются мини-пространства, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала каждого ребенка. Компоненты среды предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа Мини-пространства «Патриотический центр», в котором находится фотографический материал достопримечательностей и интересных мест Ростовской области; знаки и символы государства, Донской столицы; Детские тематические рисунки. отражающие экологичность, «Центр природы», в котором размещены комнатные природосообразность и растения: постоянные и временные, которые вносятся безопасность на некоторое время; календарь природы; тематические картинки с различными сезонными явлениями; дневник наблюдений; «огород на окне»; муляжи овощей и фруктов; книжки с иллюстрациями; картотека дидактических игр. обеспечивающие детям «Игровой центр», в котором размещены куклы; возможность общения, игры игрушки из различных материалов (плюшевые, и совместной деятельности пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр. «Центр ряжения» - декорации для инсценирования сказок; наборы пальчикового и кукольного театров; маски и костюмы персонажей для детей; музыкальный проигрыватель и коллекция аудиозаписей. отражающие ценность семьи, «Центр – Семья» - иллюстрации на семейную людей разных поколений, тематику; примеры оформления семейного древа; радость общения с семьей; подборка печатных изданий; игровые наборы и фигурки. обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира; «Центр экспериментирования», в котором находятся природные материалы; образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и емкости; медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; картотека опытов и экспериментов; настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований. обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства; «Центр Добрых дел», в котором размещены стенгазеты и плакаты о помощи ближнему, о добром отношении к животным; книги по этой теме; лэтбуки и фотоальбомы с примерами хороших поступков воспитанников. обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; «Спортивный Центр», в котором размещены плакаты и схему напоминания (последовательность выполнения в картинках), альбомы с картинками на тему «Зимние виды спорта», «Игры на улицу», «Игры с мячом», «Командные игры»; наборы для спортивный игр «Дартс», «Боулинг», «Городки»; атрибуты для организации подвижных игр и проведения утренней гимнастики; для игр с прыжками; для игр с бросанием, ловлей и метанием. Социальное партнерство. Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому подобное); ‒ проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности; ‒ реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с организациями-партнерами. № 1 Содержание воспитательной работы в сетевом взаимодействии Ответственный В течение года Зам. директора, Взаимодействие со школой. 1. Взаимопосещения уроков в школе и занятий в МБОУ 2. Участие в педагогических советах 3. Взаимное консультирование 4. Проведение совместных родительских 2 Сроки собраний Взаимодействие с детской поликлиникой: 1. Совместное планирование оздоровительно – профилактических мероприятий. 2. Медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей. В течение года Врач педиатр, директор МБОУ, 3. Совместная работа с родителями. 3 воспитатель подготовительной группы, учителя начальной школы Воспитатели. Взаимодействие с детской библиотекой: 1. Участие в акциях и совместных проектах, книжных викторинах и КВН. 2. Посещение и совместное проведение В течение года Библиотекарь Воспитатели праздников, экскурсии. 3. Совместная работа с родителями. 4 Взаимодействие с инспекторами дорожного движения и отрядами ЮИД 1. Совместное проведение праздников, досугов, развлечений. 3. Выступление отрядов ЮИД и инспекторов в детском саду. В течение года Инспектор ГИБДД, отряд ЮИД Воспитатели 3. Совместная работа с родителями. 3. Организационный раздел Программы воспитания. Кадровое обеспечение. ГДО МБОУ укомплектовано квалифицированными кадрами для реализации Программы, функционал которых связан с организацией и реализацией воспитательного процесса (таблица 6). Также к обеспечению воспитательного процесса задействован кадровый состав других организаций, участвующих в сетевом взаимодействии с МБОУ согласно установленного графика, систематически и планомерно (таблица ) Реализация Программы осуществляется: 1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в ГДО. 2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в ГДО. В целях эффективной реализации Программы в МБОУ созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т.ч. их дополнительного профессионального образования. Программой предусмотрены различные формы и программы дополнительного профессионального образования, в т.ч. учитывающие особенности реализуемой основной образовательной программы. МБОУ обеспечивает консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования и воспитания детей, в т.ч. адаптивно коррекционно-развивающей программы. Наименование должности (в соответствии со штатным расписанием МБДОУ) Директор МБОУ Красноманычской ООШ Функционал, связанный с организацией и реализацией воспитательного процесса Обеспечивает необходимые условия для успешного осуществления воспитательного процесса в Воспитатель Музыкальный руководитель детском саду. - Осуществляет контроль за выполнением Программы воспитания. - Организует работу коллектива педагогических работников, направленную на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми. - Организует работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье. - Принимает меры по укомплектованию детского сада квалифицированными работниками, определяет круг полномочий и распределение должностных обязанностей педагогических работников и персонала для осуществления воспитательного процесса в детском саду. - Принимает меры по оснащению и оборудованию групп, кабинетов специалистов и музыкально физкультурного зала, обеспечивает соответствие принципа необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательного процесса; - Принимает меры по соответствию состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников. Организует воспитательно-образовательную деятельность с детьми, направленную на всестороннее развитие ребенка, через развивающее игровое взаимодействие. - Планирует воспитательную работу с детьми , организует ее в соответствии с режимом дня. - Организует эффективную предметно-развивающую среду, способствующую воспитанию и становлению личности детей. - Осуществляет сотрудничество с родителями по вопросам всестороннего воспитания детей в семье. -Организует воспитательно-образовательную деятельность с детьми, направленную на всестороннее развитие ребенка, через музыкальное развитие. - Организует воспитательный процесс и психологопедагогическое сопровождение талантливых детей дошкольного возраста, через индивидуальные развивающие игровые занятия, направленные на музыкальное развитие ребенка. - Планирует воспитательную работу с детьми , организует ее в соответствии с режимом дня. Младший воспитатель - Организует эффективную предметно-развивающую среду, способствующую воспитанию и становлению личности детей. - Осуществляет сотрудничество с родителями по вопросам музыкального воспитания детей в семье. - Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников через воспитательный процесс. - Осуществляет под руководством воспитателя повседневную воспитательную работу, обеспечивающую создание условий для социальной, трудовой и психологической адаптации воспитанников. Нормативно-методическое обеспечение. Для реализации программы воспитания ДОУ рекомендуется использовать практическое руководство "Воспитателю о воспитании", https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programmy-vospitaniyadoo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelyu-o-vospitanii/ Нормативно-методическим обеспечением реализации Программы воспитания являются: Программа развития ГДО МБОУ Красноманычской ООШ х. Красный Маныч; Образовательная программа дошкольного образования ГДО МБОУ Красноманычской ООШ х. Красный Маныч; Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР ГДО МБОУ Красноманычской ООШ х. Красный Маныч; Должностные инструкции педагогических работников; Договора с родителями (законными представителями) обучающихся; Договора о сетевом взаимодействии с социальными партнерами. Календарный план воспитательной работы. План является единым для ДОУ. ДОУ вправе наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. Все мероприятия должны проводиться с учётом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся. Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО. Январь: 27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно). День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно); Февраль: 8 февраля День российской науки; 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 21 февраля Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества. Март: 8 марта Международный женский день; 18 марта День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно); 27 марта Всемирный день театра. Апрель: 12 апреля: День космонавтики; Май: 1 мая: 9 мая: Праздник Весны и Труда; День Победы; 19 мая День детских общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь 1 июня: День защиты детей 6 июня День русского языка; 12 июня: День России; 22 июня: День памяти и скорби. Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности. Август: 12 августа День физкультурника; 22 августа День Государственного флага Российской Федерации; 27 августа День российского кино. Сентябрь: 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом; 8 сентября: Международный день распространения грамотности; 27 сентября День воспитателя и всех дошкольных работников. Октябрь 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки; 4 октября День защиты животных 5 октября: День учителя; Третье воскресенье октября: День отца в России. Ноябрь: 4 ноября: День народного единства; 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; Последнее воскресенье ноября: День матери в России; 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. Декабрь: 3 декабря День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно); 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 8 декабря Международный день художника; 9 декабря: День Героев Отечества; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации; 31 декабря: Новый год.