Рабочая программа воспитания ООП

Российская Федерация Администрация Веселовского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
КРАСНОМАНЫЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
347784, Ростовская область, Веселовский район, х. Красный Маныч, ул. Центральная, 128
ИНН 6106004479 КПП 610601001 ОГРН 1026100811747

УТВЕРЖДЕНО:
приказ № 124
от 8.08.2024
Директор МБОУ
______И.П. Ермакова

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
(ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ООП ООО )

2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

2024

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБОУ Красноманычской ООШ разработана на
основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», с учетом Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021–2025
годах, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС), приказа Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023
№ 74223), приказа министерства общего и профессиональногообразования Ростовской
области от 11.04.2023 № 350 «Об утверждении вариативного модуля «Патриотическое
воспитание в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных
организациях Ростовской области». Программа является методическим документом,
определяющим
комплекс
основных
характеристик
воспитательной
работы,
осуществляемой в школе, разрабатывается с учетом государственной политики в области
образования и воспитания.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы,
правилам
и
нормам
поведения
в
российском
обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовнонравственного
и
социального
направлений
воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность
труда
лежит
в
основе
трудового
направления
воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления
воспитания.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания
Участниками образовательных отношений в части воспитании являются
педагогические и другие работники школы, обучающиеся, их родители (законные
представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами школы. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих
детей перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в школе
определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм
иценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского
общества ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают духовнонравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России
вкачестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на

добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными
особенностямии
потребностями
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее
страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми
актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в
школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых
в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2)
Задачами
воспитания
обучающихся
в
школе
являются:
 усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало
российское
общество
(социально
значимых
знаний);
 формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);

приобретение
соответствующего
этим
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта
нравственных поступков, социально значимых дел).
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Рабочей программы воспитания являются
антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в школе основывается на следующих принципах:
принцип гуманистической направленности. Каждый обучающийся имеет право

на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его
человеческих прав, свободное развитие;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона;
принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания,
позволяет расширить нравственный опыт обучающегося, побудить его к открытому
внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить
возможностьвыбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрироватьребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и обучающегося на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения;
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором
все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Данные принципы реализуются в укладе школы, включающем воспитывающие
среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад школы
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и
школы,задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметнопространственнуюсреду,
деятельности
и
социокультурный
контекст.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются
всеми участниками.
МБОУ Красноманычская ООШ удалена от районного центра и имеет статус
«казачья». В школе – 50 обучающихся (из них 1 ребенок обучается на дому). Для
реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования заключен
договор о сотрудничестве с МБУ ДО Веселовский ЦТ. В Школе функционирует группа
дошкольного образования, что способствует развитию преемственности воспитания. С
сентября 2021 г. в школе начал работу Центр «Точка роста» естественно-научной
направленности в рамках регионального проекта «Современная школа» национального
проекта «Образование». В школе функционирует краеведческий музей «Истоки».
Контингент обучающихся и их родителей разных национальностей. В населенном пункте
имеются МБУК СДК, библиотека, ФАП, с которыми заключены договора о
сотрудничестве

В нашей школе имеются традиции: линейка, посвященная Дню знаний и
Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя, Новогоднее
представление, Мероприятия ко Дню защитника Отечества, Международному женскому
дню, ко Дню Победы, Фестиваль КТД.
Процесс воспитания в МБОУ Красноманычской ООШ ориентирован на
интеграцию урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования через
создание событийного пространства в детско-взрослой среде. В школе сложилась система
традиционных школьных событий, в которую включены обучающиеся, их семьи и
педагогические работники. Создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка
увеличивалась и его роль в этих совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора). Педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Настоящая программа содержит теоретическое положения и план работы,
основанные на
практических наработках МБОУ Красноманычской ООШ по
формированию целостной воспитательной среды и целостного пространства духовнонравственного развития школьника, определяемого как уклад школьной жизни,
интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность
обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом обеспечивая
духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым
российским ценностям.
1.2.2. Воспитывающая среда школы
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется
целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями,
образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются
ее насыщенность и структурированность.
1.2.3.
Воспитывающие
общности
(сообщества)
в
школе
Основные воспитывающие общности в школе:
детские (сверстников и разновозрастные). Общество сверстников –
необходимое условие полноценного развития обучающегося, где он апробирует,
осваивает, приобретает способы поведения, обучается вместе учиться, играть, трудиться,
достигать поставленной цели, строить отношения. Основная цель – создавать в детских
взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать стремление и умение помогать
друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, поведению, общими усилиями
достигать цели. В школе обеспечивается возможность взаимодействия обучающихся
разного возраста, при возможности взаимодействие с детьми в дошкольных
образовательных организациях Детские общности также реализуют воспитательный
потенциал инклюзивного образования, поддержки обучающихся с ОВЗ;
детско-взрослые. Обучающиеся сначала приобщаются к правилам, нормам,
способам деятельности взрослых и затем усваивают их. Они образуются системой связей

и отношений участников, обладают спецификой в зависимости от решаемых
воспитательныхзадач. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание,
взаимопониманиеи взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех
участников;
профессионально-родительские. Общность работников школы и всех взрослых
членов семей обучающихся. Основная задача общности – объединение усилий
по воспитанию обучающегося в семье и школе, решение противоречий и проблем,
разносторонняя поддержка обучающихся для их оптимального и полноценного
личностного развития, воспитания;
профессиональные. Единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми
сотрудниками школы, которые должны разделять те ценности, которые заложены в
основу Программы.
Требования к профессиональному сообществу школы:
 соблюдение норм профессиональной педагогической этики;
 уважение и учет норм и правил уклада школы, их поддержка в профессиональной
педагогической деятельности, общении;
 уважение ко всем обучающимся, их родителям (законным представителям),
коллегам;
 соответствие внешнего вида и поведения профессиональному статусу,
достоинству педагога, учителя в российской отечественной педагогической культуре,
традиции;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, общение с
ними с учетом состояния их здоровья, психологического состояния при соблюдении
законных интересов прав как обучающихся, так и педагогов;
 инициатива в проявлениях доброжелательности, открытости, готовности к
сотрудничеству и помощи в отношениях с обучающимися и их родителями (законными
представителями), коллегами;
 внимание к каждому обучающемуся, умение общаться и работать с
обучающимися с учетом индивидуальных особенностей каждого;
 быть примером для обучающихся в формировании ценностных ориентиров,
соблюдении нравственных норм общения и поведения;
 побуждать обучающихся к общению, поощрять их стремления к взаимодействию,
дружбу, взаимопомощь, заботу об окружающих, чуткость, внимание к людям, чувство
ответственности.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на
идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в
структурно-содержательной основе Программы. Социокультурный контекст воспитания
является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает
этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на
формирование ресурсов воспитательной программы. Реализация социокультурного
контекста опирается на построение социального партнерства образовательной
организации.

1.3. Основные направления воспитания обучающихся
Основные направления воспитания обучающихся в школе:

гражданское
воспитание,
формирование
российской
гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источникувласти в российском государстве и субъекту тысячелетней
Российской государственности,знание и уважение прав, свобод и обязанностей
гражданина Российской Федерации;
 воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам
России, формирование общероссийской культурной идентичности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе
духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей;
 эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
 экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей;
 воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности;
 трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде,
профессиональной деятельности;
 физическое воспитание: развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни,
личной и общественной безопасности;
 познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Требования к планируемым результатам воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности
обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в
форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов выпускника
науровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования.

1.4.1. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования
Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую
идентичность
в
поликультурном
и
многоконфессиональном
российском
обществе,
в
современном
мировом
сообществе.
Проявляющий
уважение, ценностное отношение к государственным
символам России, праздникам, традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность
прошлому, настоящему и будущему народам России,
тысячелетней историироссийской государственности.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей
гражданинаРоссии, реализации своих гражданских прав и
свобод.
Ориентированный на участие на основе взаимопонимания
ивзаимопомощи в разнообразной социально значимой
деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие
акции, помощь нуждающимся и т.п.). Принимающий
участие в жизни школы (в том числе самоуправление),
местного сообщества, родного края. Выражающий
неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Патриотическое

Сознающий
свою
этнокультурную
идентичность,
любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России
в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий интерес к познанию родного языка,
истории, культуры своего народа, своего края, других
народов
России,
Российской
Федерации.
Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые
достижения своих земляков, жителей своего края, народа
России, героев и защитников Отечества в прошлом и
современности.
Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины
– России в науке, искусстве, спорте, технологиях.

Знающий и уважающий основы духовно-нравственной
культуры своего народа, других народов России

Духовно-нравственное

Эстетическое

Выражающий готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиций
традиционных
российских
духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания
последствий
поступков.
Ориентированный
на
традиционные духовные ценности и моральные нормы
народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора. Выражающий активное неприятие
аморальных,
асоциальных
поступков,
поведения,
противоречащих традиционным в России ценностям и
нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Понимающий
ценность
межрелигиозного,
межнационального согласия людей, граждан, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным
традициям и ценностям народов России, религиозным
чувствам сограждан. Проявляющий уважение к старшим, к
российским
традиционным
семейным
ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края,
основы культурного наследия народов России и
человечества; испытывающий чувство уважения к
русскому и родному языку, литературе, культурному
наследию многонационального народа России
Проявляющий восприимчивость к разным видам
искусства,понимание его эмоционального воздействия,
влияния на душевноесостояние и поведение людей.
Знающий и уважающий художественное творчество своего
и другихнародов, понимающий его значение в культуре.
Сознающий значение художественной культуры как
средствакоммуникации и самовыражения в современном
обществе, значениенравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Выражающий понимание ценности отечественного и
мировогохудожественного наследия, роли народных
традиций
и
народноготворчества
в
искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах
искусства, художественном творчестве.

Физическое

Трудовое

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности
человека вобществе, значение личных усилий человека в
сохранении здоровья своего и других людей, близких.
Выражающий установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной,
интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся
социальным,
информационным и
природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и
других,
стремящийся
управлять
собственным
эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии
физического состояния своего и других людей, готовый
оказывать первую помощь себе и другим людям.
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности
своей и других людей.
Выражающий готовность к участию в решении
практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей
местности)
технологической
и
социальной
направленности, способный инициировать, планировать и
выполнять такого рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению
профессий и трударазличного рода на основе изучаемых
предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления
навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для
успешной профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к
такой адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и
построения индивидуальной траектории образования и
жизненных планов, получения профессии, трудовой
деятельности с учетом личных и общественных интересов

Экологическое

Познавательное

и потребностей.
Ориентированный на применение знаний естественных и
социальных наук для решения задач в области охраны
окружающей среды, планирования своих поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей
среды.
Понимающий глобальный характер экологических
проблем, путей их решения, значение экологической
культуры в современном мире.
Выражающий неприятие действий, приносящих вред
природе, окружающей среде.
Сознающий свою роль и ответственность как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
Выражающий готовность к участию в практической
деятельности
экологической,
природоохранной
направленности.
Выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учетом индивидуальных
способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных
представлений о закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой.
Развивающий личные навыки использования различных
средств познания, накопления знаний о мире (языковая,
читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, первоначальные навыки
исследовательской деятельности.

Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех
направлений деятельности школы. Содержание, виды и формы воспитательной
деятельности
представлены
в
соответствующих
модулях.
Инвариантные модули: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность»,
«Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия»,
«Самоуправление», «Работа с родителями», «Организация предметно-пространственной
среды», «Профилактика правонарушений и личная безопасность обучающихся»,
«Социальное партнерство»,

Вариативные модули: «Детские общественные объединения», «Школьные медиа»,
«Патриотическое воспитание в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных
образовательных организациях Ростовской области», «Профориентация».
2.1. Урочная деятельность
Реализация
воспитательного
потенциала
уроков
предусматривает:
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей,
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы;
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического
содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждений;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
наличность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
реализация
приоритета
воспитания
в
учебной
деятельности;
 полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой
воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур
и светской этики в начальной школе, основам духовно-нравственной культуры народов
России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов,
курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработкисвоего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию; дидактического театра, где знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит командной
работе и взаимодействию, игровых методик;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка
доброжелательной атмосферы;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме
индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки
самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления
собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
2.2. Внеурочная деятельность и дополнительное образование
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности осуществляется
в соответствии с планами курсов внеурочной деятельности и предусматривает:

вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, котораядает
им возможность удовлетворения познавательных интересов, самореализации, развития
способностей в разных сферах;
 поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с выраженной
лидерской позицией, возможность ее реализации;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов,
самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе
осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися курсов, занятий:
-патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой,
историко-культурной направленности;
- духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным религиозным
культурам народов России; духовно-историческому краеведению
- информационно-просветительской, интеллектуальной, научной, исследовательской,
направленности;
- экологической, природоохранной направленности;
- профориентационной направленности;
- социальной направленности
- художественной, эстетической направленности в области искусств, художественного
творчества разных видов и жанров;
- туристско - краеведческой направленности;
- оздоровительной и спортивной направленности.
Информационно-просветительская деятельность.
1) Курс внеурочной деятельности: «Разговоры о важном» (5-9 классы). Занятия
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
2) Курс «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (5-8 классы).
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
3) Курс «Занимательная информатика» (5-6 классы). Цель программы: Помочь
учащимся заинтересоваться программированием, сформировать у школьников знания,
умения и навыки решения задач по программированию и алгоритмизации, развивать
творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся, развивать
умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками
информации (Проводится по договору с МБУ ДО Веселовского центра творчества).
Интеллектуальная и проектно-исследовательская деятельность.
Курсы внеурочной деятельности «Береги свою планету» (5-6 классы) (Проводится
по договору с МБУ ДО Веселовского центра творчества).
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности, формирование представления об исследовательском

обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучение специальным знаниям,
необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие
умений и навыков исследовательского поиска; развитие познавательных потребностей и
способностей, креативности.
Профориентационная деятельность
Курс внеурочной деятельности «Билет в будущее» (6-9 класс)
Целью курса является формирование готовности к профессиональному самоопределению
обучающихся 6 - 9 классов общеобразовательной организации.
Экологическая деятельность
Курс «Экологичный образ жизни» (6-7 класс). Курс проводится в рамках работы
образовательного центра «Точка роста» и определен актуальностью экологического
образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы
выдвигаются на первый план, необходимо углублять знания детей в этой области,
приобщать детей к экологической культуре, приобщить к добровольческой волонтерской
деятельности и здоровому образу жизни
Социальная деятельность
1) «Юные инспекторы дорожного движения» (5 класс).Целью программы является
вовлечение учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма
знакомство с содержанием с содержанием работы специалистов, обеспечивающих
безопасность дорожного движения. (Проводится по договору с МБУ ДО Веселовского
центра творчества)
2) «Волонтерское движение» (8-9 классы)Цель курса: воспитание патриотизма, любви и
уважения к своей малой родине, ее истории, культуре; формирование навыков общения со
сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств,
ориентация на общечеловеческие ценности. (Кружок проводится по договору с МБУ ДО
Веселовского центра творчества).
Туристско - краеведческая деятельность.
Курс «Краеведение» (8-9 класс) имеет тематическую направленность на изучение
историко-краеведческих и героико-патриотических страниц жизни именно той земли, той
малой Родины, где сегодня живут и учатся школьники. Добывая эти знания сами в
сотворчестве с педагогом, они развивают свою визуальную грамотность (мышление),
формируя при этом представление о музее, как о части окружающей среды и памяти
музея, как о своей личностной памяти. (Проводится по договору с МБУ ДО Веселовского
центра творчества)
Спортивно-оздоровительная деятельность.
1) «Волейбол» (7-9 классы). Цель программы – укрепление здоровья, физического
развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и
совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники
избранного вида спорта.
2) «Спортивные игры. Футбол» (5-6 классы)

Целью занятий являются: разносторонняя подготовка и овладение
рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам;
воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Социально-педагогическая деятельность
1) «Юнармия» (8-9 классы) Цель программы: создание условий, способствующих
патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности
юного гражданина России, его лидерских качеств.
2) Семьеведение (7-8 класс)
Цель курса – формирование у обучающихся личностно значимой позиции и готовности к
самоопределению в вопросах семьи и брака в соответствии с общечеловеческими
ценностями.
2.3. Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства предусматривает:
 планирование и проведение классных часов;
 реализация классных проектов в рамках КТД
 поддержку активной позиции каждого обучающегося, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для
общения;
 инициирование и поддержку участия класса в общешкольных мероприятиях,
делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении
и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разными
потребностями, даватьим возможности для самореализации, устанавливать и
укреплять доверительные отношения,стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения;
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии; празднования в классе дней рождения обучающихся, классные
«огоньки» и вечера;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, помогающих
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями,
а также (при необходимости)
со
школьным психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость
и т.д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся
через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими
обучающимися класса;

 регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и
воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
 проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграцию воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность
лучше узнавать и понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
 организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе,
о жизни класса в целом, помощь родителям в отношениях с администрацией,
учителями;
 создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т.д.
2.4. Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и т.п.) мероприятия, связанные с государственными (общероссийскими,
региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в школе, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за активное участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы, города и региона;
социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогами, в том числе с участием организаций социальных партнёров
школы, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и
др.направленности;
проводимые для жителей района и организуемые совместно с семьями обучающихся
праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями
для жителейпоселения,своегорайона;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях:
сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и т.д., помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;

наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, его отношениями с обучающимися
разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
2.5. Внешкольные мероприятия
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности,
организуемые педагогами, по изучаемым учебным предметам, курсам, модулям;
организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного
дня: в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие, природу и др.
литературные, исторические, экологические походы, экспедиции, организуемые
педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся, для изучения историко-культурных мест, событий, биографий
проживавших вэтой местности российских поэтов и писателей, природных и историкокультурныхландшафтов, флоры и фауны;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта;
внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнерами школы, с привлечением обучающихся к их планированию, организации,
проведению, анализу проведенного мероприятия.
2.6. Самоуправление
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» обучающиеся имеют право на участие в управлении
образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом (статья 34 пункт 17).
Это право обучающиеся могут реализовать через систему ученического самоуправления, а
именно через создание по инициативе обучающихся совета обучающихся (ст. 26 п. 6
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Реализация воспитательного потенциала системы ученического самоуправления
предусматривает:
 обеспечение деятельности совета обучающихся, избранного путем прямых выборов
по направлениям работы;
 представление интересов обучающихся в процессе управления школой,
 защита прав обучающихся;
 участие в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания в
общеобразовательной организации;
 объединение усилий совета обучающихся, педагогов и родителей (законных
представителей) по реализации законных интересов обучающихся в процессе обучения в
общеобразовательной организации;

 участие советов обучающихся в анализе результатов воспитательной деятельности в
школе с учетом их возраста;
2.7. Работа с родителями
Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает:
создание и работу родительского комитета, участвующего в управлении классом и
школой;
родительские собрания в классах, общешкольные собрания;
родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные занятия;
семейный всеобуч, на котором родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
привлечение специалистов, представителей государственных органов, по запросу
родителей, для решения проблемных и конфликтных ситуаций;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах, собираемых в острых
проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося,групп обучающихся;
привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных и
общешкольных мероприятий воспитательной направленности;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями (родителями,
воспитателями, другими ответственными взрослыми и т.д.), в том числе по
индивидуальнымпланам наблюдения, деятельности по вопросам их поддержки,
адаптации, воспитания.
2.8. Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает:
 оформление внешнего вида, фасада, холла при входе здания школы
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования (флаг, герб);
изображения символики российского государства в разные периоды тысячелетней
истории России, исторической символики регионов на специальных стендах с
историческойинформацией гражданско-патриотической направленности;
 карты России, регионов, муниципальных образований (современные и
исторические, точные и стилизованные, географические, природные, культурологические,
художественно оформленные, в том числе материалами, подготовленными
обучающимися), сизображениями значимых культурных объектов местности, региона,
России, памятныхисторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания;
 художественные изображения (символические, живописные, фотографические,
интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов
традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
 портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом, деятелей
культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;

 звуковое пространство в школе – работа школьного радио, аудио сообщения в
школе (звонки, информации, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
 «места гражданского почитания» в помещениях школы или на прилегающей
территории для общественно-гражданского почитания лиц, событий истории России;
школьные мемориалы воинской славы, памятники, памятные доски;
 «места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную
информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания,поздравления педагогов и обучающихся и т.п.;
 размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об
интересных событиях в школе;
 благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных и игровых
площадок, доступных и безопасных оздоровительно-рекреационных зон, свободное,
игровоепространство школы, зоны активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители (законные представители), педагоги
могутвыставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
 благоустройство школьных аудиторий классными руководителями вместе с
обучающимся в своих классах;
 событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных событий
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;
 совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация символики
школы (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой
как повседневно, так и в торжественные моменты;
 акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе школы (стенды, плакаты, инсталляции и др.).
2.9. Профилактика правонарушений и личная безопасность обучающихся
Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между
обучающимися, обучающимися и педагогами – направление деятельности в школе, целью
которого является создание условий для успешного формирования и развития личностных
ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и
влияющих на повышение устойчивости участников образовательных отношений в школе
кнеблагоприятным факторам.Реализация воспитательного потенциала профилактической
деятельности в целяхформирования и поддержки безопасной и комфортной среды в
школе предусматривает:
 целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;

 регулярное проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
 проведение коррекционной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
конфликтологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и
т.д.);
 разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса,
сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в
школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями
(антиалкогольные,против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в
деструктивные группы всоциальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные
объединения, культы,субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная
безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская
безопасность и т.д.);
 организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
 поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация
деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия),
испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в
том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
 предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших
обучение, криминальной направленности, агрессивного поведения и др.);
 поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся,
требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающих, социально запущенные, осужденные, социально неадаптированные
дети-мигранты и т.д.).
2.10. Социальное партнерство
Школа
взаимодействует
с
другими
образовательными
организациями,
организациямикультуры и спорта, общественными объединениями, традиционными
религиознымиорганизациями народов России, разделяющими в своей деятельности цель и
задачивоспитания, ценности и традиции уклада школы. Реализация воспитательного
потенциала
социального
партнерства
школы
предусматривает:
 участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и т.п.);

 участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
 проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности при соблюдении требований
законодательства Российской Федерации;
 открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские,
совместные), на которые приглашаются представители организаций-партнеров, на
которыхобсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального
образования, региона, страны;
 социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнерами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
2.11.Детские общественные объединения
Действующее
на
базе
школы
детские
общественные
объединения:
Отряд Юнармии «Ястребы»
Отряд ЮИД
Отряд «Патриот»
Первичное отделение РДДМ «Движение Первых»
«Орлята России»
Школьный спортивный клуб «Олимп»
Школьный театр «Бенефис»
Волонтерский отряд «Сталкер»
«Планета Детство»
– это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой
основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных
объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется
через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный
для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям,
своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами
являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная
работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в
благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на

прилегающей к школе территории (работа на пришкольном участке, уход за деревьями и
кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный
для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание,
забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования
знаменательных для членов объединения событий;
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у
ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что
происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики
детского объединения, создания и поддержки интернет- странички детского объединения
в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения
традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским
объединением дел);
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельностина благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может
быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят
масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.

2.12. Школьные медиа
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
организуются
конкурсы
рассказов,
поэтических
произведений,
сказок,
репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением
значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
- школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
- участие школьников в конкурсах школьных медиа.
2.13. Патриотическое воспитание в дошкольных, общеобразовательных,
профессиональных образовательных организациях Ростовской области
Модуль «Патриотическое воспитание в дошкольных, общеобразовательных,
профессиональных образовательных организациях Ростовской области» разработан на
основе концептуальных и программных документов государственной политики в области
развития системы воспитания. Региональные программы и проекты в области
патриотического воспитания развивают и обогащают духовно-нравственное направление
в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ

государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
Региональный компонент патриотического воспитания является дополнительным
содержанием для разработки модулей гражданско-патриотического направления и
определения форм организации патриотического движения в образовательных
организациях Ростовской области.
Региональный компонент представляет непрерывность патриотического воспитания
от дошкольного до среднего профессионального образования посредством целевых
ориентиров, направлений содержательной работы, форм организации деятельности,
перечня
лучших
практик
в
области
патриотического
воспитания.
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области
от 11.04.2023 № 350 «Об утверждения вариативного модуля «Патриотическое воспитание
в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях
Ростовской области» определяет принципы единого подхода по развитию
воспитательного пространства и преемственности содержания воспитания дошкольного,
общего и среднего профессионального образования.
Данная модель патриотического воспитания в Ростовской области представляет собой
практико-ориентированный инструмент, моделирующий содержание патриотического,
гражданского, духовно-нравственного и трудового воспитания.

Направление – Духовно-нравственное воспитание
как основа патриотического воспитания
Показатели
Формы
организации
эффективности
Практическое
деятельности
воспитательной
участие школы
обучающихся
деятельности
Добровольческие
(волонтерские)
акции
Коллективные творческие
дела
Культурологические
проекты
Посещение
историко
культурных
объектов
Беседы, круглые столы
Фестивали,
конкурсы,
соревнования
Уроки
мужества
Смотры (строя, песни)
Экскурсии, походы по
памятным местам

Наличие
культурной
этнической идентичности
Знание
культуры
и
традиций
малой
Родины
Проявление уважения к
культурному
наследию
народов
России
Активное
участие
в
социально
значимых
акциях,
инициирование
новых
проектов
Готовность сотрудничать
с
людьми
разных
национальностей
и
конфессий
в
рамках

Волонтерские акции «Помощь
Херсонскому детскому дому»,
«Подарок другу», «Делай
добро», велопробег «По дороге
памяти». Высадка цветов на
«Клумбе дружбы».
Высадка туи потомками героев
ВОВ, живших в нашем хуторе
Помощь пожилым людям
Участие в конкурсе-смотре
детских хоровых коллективов
Участие в организации
праздничных мероприятий,
посвященных Дню Победы в

социальных, культурных ВОВ
мероприятий
Осознание
себя Участие в субботниках и
экологических акциях «Чистый
гражданином России
хутор», «Покорми птиц»

2.14. Профориентация
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по
направлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение, диагностику
и консультирование по вопросам профориентации, организацию профессиональных проб
обучающихся. Реализация воспитательного потенциала профориентационнойработы
школы предусматривает:
-участие обучающихся 6-9 классов в проекте «Билет в будущее»
-участие в профессиональных пробах
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов,
расширяющие знания обучающихся о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях той или иной профессиональной деятельности;
 циклы профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося
к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
 экскурсии на предприятия, дающие начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
 совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;

участие
в
работе
всероссийских
профориентационных
проектов;
индивидуальные консультации психологом обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе
ими будущей профессии.
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательные значимые
виды совместной деятельности. Уклад школы направлен на сохранение преемственности
принципов воспитания на всех уровнях общего образования:

 обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том
числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения;
 наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
 взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
воспитания;
 учет индивидуальных особенностей обучающихся (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
3.2. Особенности организации воспитательной деятельности
Организация воспитательной деятельности опирается на школьный уклад,
сложившийся на основе согласия всех участников образовательных отношений
относительно содержания, средств, традиций, особенностей воспитательной деятельности,
выражающий самобытный облик школы, ее «лицо» и репутацию в окружающем социуме,
образовательном пространстве.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания, определяет принципы и традиции
воспитания, нравственную культуру взаимоотношений, поведения участников
воспитательного процесса, взрослых и детских сообществ, в том числе за пределами
школы, в сетевой среде, характеристики воспитывающей среды в школе в целом и
локальных воспитывающих сред, воспитывающих деятельностей и практик.
3.3. Кадровое обеспечение
Школа располагает необходимыми квалифицированными кадрами для достижения
целевых показателей Рабочей программы воспитания, решения вопросов, связанных с
планированием, организацией, реализацией, обеспечением воспитательной деятельности.
3.4. Нормативно-методическое обеспечение
Воспитательная деятельность коллектива школы организована и строится в
соответствии с нормативными документами различных уровней.
3.5. Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных
результатов в работе с особыми категориями детей
На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится как
максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает
возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского
сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации
уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями
(законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в
инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и
сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-

родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует
опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в
социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы,
событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в
своих силах.
Особыми
задачами
воспитания
обучающихся
с
ОВЗ
являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с
окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
 формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого обучающегося с ОВЗ;
 активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к
воспитанию обучающихся с ОВЗ;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в
развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической,
медикосоциальной компетентности;
 индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
3.6. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения;
- привлечении к участию в системе поощрений участников образовательных отношений;
- дифференцированного подхода к поощрению.
Формы поощрения:
Ведение портфолио – деятельность по фиксированию достижений обучающегося.
Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
Награждение грамотами и благодарственными письмами, устное поощрение
предусматривает публичную презентацию деятельности.
Эта деятельность должна соответствовать укладу школы, цели, задачам, традициям
воспитания.
3.7. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания осуществляется в
соответствии с планируемыми результатами воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является
ежегодный анализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение
качественных показателей, таких как сохранение уклада школы, качество
воспитывающей
среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений
между педагогами, обучающимися и родителями (законными представителями);
 развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на использование
результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач
воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами,
социальными партнерами);
 распределенная ответственность
за результаты личностного развития
обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие
обучающихся – это результат как организованного социального воспитания (в
котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и их
стихийной социализации и саморазвития.
Основные
направления
анализа
воспитательного
процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся.. Анализ проводится классными руководителями
вместе с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
результатов на методическом объединении классных руководителей. Способом получения
информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся
является педагогическое наблюдение.
2. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по
воспитательной, классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения
информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и
педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками, совета
обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей.

Внимание
сосредотачивается
на
вопросах,
связанных
с
качеством:
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки воспитывающей предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 внешкольных мероприятий;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнерства.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа
оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной
работе в конце учебного года, являющегося составной частью Публичного доклада по
итогам учебного года, отчета о результатах самообследования по итогам календарного
года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».