АООП НОО для детей с РАС
Описание образовательной программы
Адаптированная основная
образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная программа,
адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП начального общего
образования обучающихся с РАС самостоятельно разрабатывается и утверждается МБОУ
Красноманычская ООШ, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии
с ФГОС НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и с учетом
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и отражает
вариант конкретизации требований федерального государственного образовательного
стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее -
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ)1, предъявляемых в части образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
АООП начального
общего образования обучающихся с РАС определяет содержание
образования,
ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)
Адаптированная основная
образовательная программа начального общего образования детей с РАС состоит из
двух частей:
-
обязательной части;
-
части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Соотношение частей и их объем
определяется ФГОС начального общего образования детей с РАС.
В структуре
вариативной АООП НОО детей с РАС представлены:
1. Целевой
раздел, включающий:
- пояснительную
записку, в которой раскрываются: ●
цель реализации АООП;
●
принципы и подходы к
формированию АООП;
●
общая характеристика
АООП НОО;
●
психолого-педагогическая
характеристика обучающихся с РАС;
●
особые образовательные
потребности обучающихся с РАС;
●
планируемые результаты освоения обучающимися
варианта адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования;
●
систему оценки достижения обучающимися
планируемых результатов освоения АООП НОО.
2.
Содержательный раздел, включающий:
●
программу отдельных
учебных предметов;
●
программу
формирования универсальных (базовых) учебных действий; ● программу
коррекционной работы;
●
программу
воспитания;
●
программу внеурочной деятельности;
3.
Организационный раздел, содержащий:
●
учебный план;
●
календарный план воспитательной работы;
●
систему специальных условий реализации АООП НОО
обучающихся с РАС (кадровые,
финансовые, материально-технические условия)
Принципы и подходы к формированию адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
В основу разработки АООП НОО
обучающихся с РАС заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к
построению АООП ОО для обучающихся с РАС предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания
разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана. Вариант АООП 8.2. создается в соответствии с
дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с РАС
к:
— структуре образовательной программы;
— условиям реализации образовательной
программы; — результатам образования.
Применение дифференцированного
подхода к созданию образовательных программ обеспечивает вариативность
содержания образования, предоставляя обучающимся с РАС возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается
на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с РАС.
Деятельностный подход в образовании
строится на признании того, что развитие личности обучающихся с РАС школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП общего образования
для обучающихся с РАС реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-
придание результатам образования социально и
личностно значимого характера;
-
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта
разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;
-
существенное повышение мотивации и интереса к
учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-
обеспечение условий для общекультурного и
личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов
системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и,
прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной
основной образовательной программы общего образования обучающихся с РАС
положены следующие принципы:
— принципы государственной политики РФ в
области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский
характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
— принцип учета типологических и
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
— принцип коррекционной направленности
образовательного процесса;
— принцип развивающей направленности
образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося
и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
— онтогенетический принцип;
— принцип преемственности, предполагающий
взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с РАС на всех ступенях
образования;
— принцип целостности содержания
образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке
и активной деятельности в реальном мире;
— принцип направленности на формирование
деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с РАС всеми
видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением; —
принцип сотрудничества с семьей.